X

Велосипед из стиральной машины, два мировых рекорда и три попытки суицида: история Грэма Обри

#Глазов
Регистрация
  
  

Велосипед из стиральной машины, два мировых рекорда и три попытки суицида: история Грэма Обри

Велосипед из стиральной машины, два мировых рекорда и три попытки суицида: история Грэма Обри
23 Июня 2020
 
08:48
 
masun
   
3630
Cлово «велосипед» появилось в англоязычной прессе в 1868 году – тогда корреспондент The Daily News описал двухколесные и трехколесные велосипеды в Париже. К тому моменту англичане заметно отстали в принятии нового транспортного средства от своих вечных противников: французы писали о велосипедах еще в 1847-м. С тех пор за следующие 100 лет расклад сил мало изменился: местные доминировали на «Тур де Франс» и других престижных гонках, изредка подпуская на пьедестал бельгийцев, пока британцы больше увлекались футболом, крикетом и регби.
 
Велосипед из стиральной машины, два мировых рекорда и три попытки суицида: история Грэма Обри

 
Все изменилось, когда на мировой спортивной сцене появился никому не известный шотландский чудак Грэм Обри. В 1993 году 28-летний Обри объявил, что хочет побить мировой рекорд великого итальянца Франческо Мозера в часовой гонке на велосипеде, который он усовершенствовал с помощью деталей от стиральной машины. Звучит безумно, но забегая вперед скажем, что этой деталью были подшипники. К такой идее Обри пришел, наблюдая за бешеным вращением барабана во время стирки. Это самая известная история про шотландца, и он сам не восторге, что все только ее и вспоминают. И он прав: его биография полна таких поворотов, что вам лучше держаться за руль покрепче.
Как спорт отвлек замкнутого тинейджера с биполярным расстройством от мыслей о суициде — а потом снова привел к ним.
  
Сын полицейского из 46-тысячного городка Килмарнок в области Эйршир на юго-западе Шотландии, Обри рос замкнутым и необщительным. Одноклассники издевались над Грэмом и его братом Гордоном из-за работы отца, который еще и редко бывал дома и мало общался с детьми. «Благодаря велосипеду и победам в гонках я чувствовал себя лучше — вспоминал Грэм спустя много лет. – За исключением этого, у меня оставался только алкоголь. У меня была идея, что однажды я выйду прокатиться, докручу педали до горизонта и просто исчезну. Проблема в том, что горизонт так и не появился».
 
В детстве Грэм не знал, что страдал от биполярного расстройства – маниакально-депрессивного состояния, когда периоды бешеного энтузиазма по щелчку сменяются унынием и суицидальным настроением. Он понимал лишь, что чувствует себя очень плохо от одиночества и постоянной неудовлетворенности. Однажды парень специально чуть не задохнулся газом – самоубийству помешал отец, вернувшийся с работы раньше обычного. Уже во взрослом возрасте Обри попытался убить себя еще два раза: в 90-х он запил несколько десятков таблеток аспирина водой из лужи; в 2001-м его нашли после неудачной попытки повеситься — те откачали бедолагу. Поначалу спорт спасал Грэма от депрессии, во взрослом возрасте, наоборот, загонял в уныние – особенно после травм, когда он боялся, что больше не сможет соревноваться на треке.
 
В школе Обри провалил даже экзамен по физкультуре – его больше завораживали велосипедные экспедиции в одиночестве, чем упражнения с другими детьми. «Из 60 или 70 учеников, которые сдавали экзамен, его провалил только я, – вспомнил Обри. – Возможно, я единственный, кто не сдал физру в школе, а потом стал чемпионом мира. Я так уставал, занимаясь велосипедным спортом, что на школьные занятия не оставалось сил. По выходным я проезжал 250 миль в горах Хайлендс, а по понедельникам дрых за партой».
 
Ноунейм на самодельном велосипеде, Обри провалил первую попытку побить рекорд в часовой гонке — но не сдался.
Вопреки законам голливудских драм, после окончания школы в жизни Грэма не случилось никакого чудесного поворота, и его самодельные байки не подготовили шотландца к переходу в профессионалы. Вместо этого он вылетел из колледжа из-за долгов, совершил первую попытку суицида, надышавшись газом для сварки рам, и открыл в родном Эйршире велосипедный магазинчик. К тому времени единственным заметным достижением Обри стала его семья. Он сблизился с медсестрой Анной, пара поженилась и родила сына, но содержать трех человек продажей велосипедных запчастей в шотландской провинции оказалось невозможно. В начале 90-х магазин обанкротился, и стало совсем тяжко.
 
«Вскоре после рождения ребенка в 1992-м мы влезли в долги, рассказывает Обри. – Я держал рядом с дверью отвертку, чтобы в случае чего отбиваться от кредиторов. У меня осталось два варианта: бороться или бороться. И тогда я поставил перед собой цель – установить рекорд в часовой гонке. «Я не просто попытаюсь, – подумал я. – А сделаю это». Его главным оружием в невероятном приключении оказался самодельный велосипед, создание которого обошлось Грэму в 70 фунтов.

Никто не воспринимал доморощенного велосипедиста всерьез – особенно когда он занялся улучшениями байка с помощью металлолома, подручных деталей от бытовой техники и инструментов: «Когда я начал что-то переделывать, снимать петли с колес, сверлить дырки, приделывать что-то новое, мне говорили: «Так же нельзя!», а я отвечал, что можно. Иногда что-то ломалось, и я понимал, что зашел слишком далеко, но мне хотелось почувствовать предел». В отличие от большинства энтузиастов, которые регулировали скорость велосипеда за счет экспериментов с весом или заморачивался с высотой седла, Обри больше концентрировался на том, чтобы уменьшить площадь байка и ездока, которые встречались с воздушным потоком, и за счет этого улучшить аэродинамику. Благодаря преобразованиям Обри сломал все шаблоны и создал свой собственный велосипед. Он назвал его «Старый служака» (Old Faithful) и ворвался в нем ворвался в большой спорт и сотворил историю.
 
Велосипед из стиральной машины, два мировых рекорда и три попытки суицида: история Грэма Обри

 
Помимо уже упомянутой истории с подшипниками от стиральной машины, для лучшей аэродинамики Обри использовал в раме более узкую каретку, чем в обычных байках, из-за чего ноги при езде почти соприкасались друг с другом – поэтому даже пришлось убрать верхнюю трубу. Звучит странно, но по мнению Обри, к этому предрасположено человеческое тело. В байопике про него есть момент, где его герой предлагает жене лечь на спину и начать «крутить педали» в воздухе — и ноги сами по себе выставляются близко друг к другу.
 
Классический трековый руль шотландец заменил на согнутый с рогами, больше привычный для горных велосипедов. Смысл дизайна состоял в том, что Грэм максимально сжимался на узком велосипеде, уменьшая таким образом сопротивление воздушного потока. Второй фишкой Обри стала его посадка: во время езды на «Старом служаке» он вплотную наклонялся прямо над рулем так, что руки оказывались прижаты параллельно телу, как у горнолыжника. Стандартная посадка велогонщиков в то время отличалась: они также наклоняли корпус, но держали согнутые руки на руле перед ним, что казалось более удобным и естественным, чем способ Грэма, который он назвал «ползучим».
 
Велосипед из стиральной машины, два мировых рекорда и три попытки суицида: история Грэма Обри

 
Рекорд победителя «Джиро д’Италия» Франческо Мозера составлял 51 километр 151 метр за 1 час и держался с 1984  года. В 1999-м итальянец признался, что при подготовке к заезду прибегал к переливанию крови, которое в то время не считалось допингом. «Рекорд завораживал меня с тех пор, как Мозер установил его, – рассказывал Обри. — Это было испытание на пределе: никакой толпы, один человек на треке против времени. Когда тебя припирает к стенке, ты можешь сказать, что это плохо, или сказать: «Я сделаю это». И я выбрал второй вариант». Любители не каждый день бросали вызов выдающимся профессионалам, и заявление ноунейма мгновенно привлекло внимание. Журналисты и фанаты съехались в норвежский городок Хамар, где Грэм с помощью Международного союза велосипедистов (UCI) арендовал велотрек.  
 
Помимо прочего Обри отказался от традиционных методов подготовки. Всю ночь до заезда 15 июля он пил воду и спал урывками, чтобы каждые пару часов ходить в туалет и разминать таким образом мышцы ног. На следующее утро гонщик собрался за несколько минут и приехал на пустой трек еще до 8 утра – промедление казалось невыносимым, потому что Грэм не допускал даже малейшей мысли о неудаче и не хотел погружаться в рефлексию. Идея побить рекорд превратилась для него в одержимость. Когда зрители и телевизионщики заполонили трибуны, напряжение достигло такого уровня, что шотландец не думал ни о разминке, ни о тактике – ему хотелось поскорее запрыгнуть на «Старого служаку» и сделать это. Но у него ничего не получилось: до рекорда Мозера он не дотянул чуть больше полукилометра.
 
Велосипед из стиральной машины, два мировых рекорда и три попытки суицида: история Грэма Обри

 
Позже Обри объяснил неудачу тем, что использовал не оригинальный и более привычный велосипед, а копию «Служаки», на которой почти не ездил до этого. Однако в то время он не анализировал причины поражения, а сразу после финиша решил, что должен попробовать еще раз. «Я был уничтожен, но знал, что должен вернуться на следующее утро, — описал свои чувства Грэм. — чиновники согласились, что у меня есть на это право. Люди считали, что у меня не осталось ни шанса, потому что после такой попытки обычно нужно восстанавливаться. На следующий день я приехал на трек с женой за пять минут до старта, сделал три разминочных круга. «На этот раз я ехал на своем старом велосипеде и чувствовал себя другим человеком».
 
Обри превзошел результат Мозера на 445 метров.
 
youtube
POSTER
Graeme Obree World Hour Record 1993

 
Шотландский андердог за рулем самодельного байка установил историческое достижение на пределе возможностей в тот момент, когда про него уже все забыли. «Наверное, я единственный человек в мире, который побил велосипедный рекорд на Олимпийском стадионе на глазах у девяти человек, – смеется шотландец. – Все ушли, остались только семья, друзья и пара журналистов. Я вспоминаю выстрел стартового пистолета как момент, изменивший мою жизнь. Когда я вернулся домой, меня ждали сотни сообщений на автоответчике, а три бригады телевизионщиков хотели снимать про меня фильмы. Внезапно я ворвался в мир профессионального спорта. Велогонщики из других стран никогда обо мне не слышали. Нас приглашали на совместные мероприятия, и они спрашивали: «Что ты принимал?». Они имели в виду наркотики. Я отвечал: «Ничего такого».
 
youtube
POSTER
Graeme Obree World Hour Record 1993

 
После триумфа: разборка с UCI, поза Супермена, новый рекорд и война против допинга
 
Приключения Грэма и «Старого служаки» не закончились на мировом рекорде. Шесть дней спустя английский профессионал Крис Бордман установил новый рекорд в Бордо и мотивировал шотландца на продолжение борьбы. В том же году Обри выиграл индивидуальную гонку преследования на 4000 метров на чемпионате мира, используя свою с «ползучую» посадку. Но тут в дело вмешались чиновники.
 
«После этого началось настоящее безумие, – вспоминал Обри, которого прозвали «Летающим шотландцем». – Парень с байком из стиральной машины стал чемпионом мира. А потом оказалось, что я больше не могу ездить на велосипеде своим способом». Боссы велоспорта не были в восторге от того, что одиночка без команды и профессиональной подготовки ворвался в спорт и поставил на колени звезд с континента. Они не лишили Обри его достижений, но изменили правила, объявив, что нестандартная посадка давала Грэму преимущество.
 
https://youtu.be/FJbJSf0SBFU
 
В 1994-м изобретатель не отказался от своих принципов, даже когда понял, что его результат не засчитают. Тогда чемпионат мира выиграл другой британец – отобравший у него до этого рекорд Крис Бордман, но все первые полосы посвятили скандальной выходке Грэма. Конфликт с UCI вышел на новый уровень: когда босс организации Хейн Вербрюгген понял, что Обри не отказался от запрещенной позиции, он попытался повлиять на гонщика прямо во время заезда, выйдя на трек. «Была сорокаградусная жара, – говорит Грэм. – Я задыхался и не соображал – мне это и так плохо удается. Я завернул за угол, а там этот парень машет руками. Для меня было очевидно, что он сейчас получит. Я уделаю его, один на один. Закончилось тем, что он отпрыгнул с пути, я продолжил, а потом меня дисквалифицировали».
 
В том же году Обри должен был дебютировать в составе профессиональной французской команды Le Groupement, но контракт расторгли через сутки после заключения.
 
По версии менеджера команды Патрика Вальке, шотландец повел себя непрофессионально, пропустив общую встречу и фотосессию: «Мы оплатили ему билеты из Глазго в Женеву, а он не появился и даже не позвонил, чтобы объяснить отсутствие. Если гонщик так относится к делу, лучше как можно скорее прекратить сотрудничество». Обри видел ситуацию по-другому: он не хотел покидать семью через несколько недель после смерти брата Гордона – тот погиб в 30 лет в автомобильной катастрофе. Когда Грэм сообщил новому начальству, те отнеслись к трагедии без понимания.
 
Второй причиной расторжения контракта стало нежелание Обри использовать препараты для улучшения способностей – допинг, на котором из-за недостаточно строгих правил и отсутствия жестких проверок в то время плотно сидели многие топовые спортсмены. Грэм резко отказался от стимуляторов и оказался на обочине профессионального спорта:
 
«Все видели, что случилось с Лэнсом Армстронгом и велосипедным спортом вообще (например, по итогам испанской полицейской операции «Пуэрта» в середине 2000-х был арестован врач Эуфемиано Фуэнтес, в лаборатории которого обнаружили анаболики, 100 пакетов крови и аппаратуру для переливания. Оказалось, что с врачом сотрудничали десятки велогонщиков – шестерых из них впоследствии дисквалифицировали — прим. DM). Мне говорили, что все этим занимаются. Но я подумал: «Я буду тренироваться упорнее вас. Если вы думаете, что допинг сильнее меня, я вам покажу. Я думаю, они все еще сидят на амфетаминах, наркотиках, которые помогают глубже погрузиться в себя. Я выводил себя на этот уровень самостоятельно благодаря своей одержимости. Мне не хотелось верить в то, что они получают физическое преимущество. Я не хотел ни о чем жалеть в будущем и компрометировать свои достижения. Задача была в том, чтобы победить других, и я не хотел добиться этого за счет допинга».
 
Представители команды предлагали шотландцу закупиться гормонами роста, кокаином, контролирующим образование кровяных клеток эритропоэтином и другими стероидами на сумму 8 тысяч фунтов. Ему сделка обошлась бы по льготной цене: из контракта Грэма просто вычли бы пару тысяч на терапевтические расходы. «Я не играл по их правилам, так что со мной быстренько распрощались, – говорит гонщик. – Так я установил рекорд по самому краткосрочному профессиональному контракту – 11 часов с Le Groupement».
 
Пока Обри оставался изгоем из-за новаторских идей и своих жестких принципов, его главный соперник Бордман устанавливал одно достижение за другим, выиграв престижные «Дуо Норман» и «Тур де Франс». В отличие от вписавшегося в истэблишмент велоспорта англичанина, который еще в 1992-м он стал кавалером Ордена Британской империи, Грэм привлекал фанатов своей независимостью и оригинальным взглядом на мир: «Сегодня все гомогенизируют, обрабатывают, оцифровывают и измеряют. Человека самого по себе выдавливают ради корпоративного контроля. Когда кто-то выделяется, люди видят отдельную личность, проделавшую работу и проникшую в закрытую компанию крупных корпораций».
 
Два героя велоспорта своей эпохи — Обри и Бордман:
 
Велосипед из стиральной машины, два мировых рекорда и три попытки суицида: история Грэма Обри

 
27 апреля 1994-го Грэм во второй раз удовлетворил ненасытную жажду побед и установил новый рекорд в часовой гонке на том же треке в Бордо, где его рекорд побил Бордман. На этот раз результат составил 52713 метров — и продержался до 2 сентября того же года, когда его побил испанский победитель «Тур де Франс» Мигель Индураина. Такие моменты ненадолго заглушали щемящее чувство неполноценности, которое всю жизнь преследовало ранимого шотландца: «Большая часть моего поведения была формой эскапизма. Боль от доведения себя до предела на байке уступала боли от плохих результатов. Я проникся идеей, что люди должны быть чем-то ценны, и не чувствовал себя достаточно ценным. Это угнетало меня на эмоциональном уровне. Велоспорт стал для меня способом обрести ценность, а предельной формой эскапизма было самоубийство».
 
На ЧМ-1995 Обри снова выступил главным ньюсмейкером: он выиграл гонку на 4000 метров с новой посадкой собственного изобретения.
 
Велосипед из стиральной машины, два мировых рекорда и три попытки суицида: история Грэма Обри

 
На этот раз он обогнал звезд велоспорта в стиле Супермена, выпрямив руки перед собой и получил золотую медаль от раздраженного чиновника Вербрюггена. Вскоре тот нанес ответный удар: позицию Супермена запретили, как и предыдущую, с той же формулировкой – на основании якобы неспортивного преимущества, которое она обеспечивала британцу.
 
Велосипед из стиральной машины, два мировых рекорда и три попытки суицида: история Грэма Обри

 
Но для Грэма важнее, что его не лишили победы, хоть он больше и не мог использовать прежние ноу-хау. На фоне других любителей его выделяло не только нестандартное мышление, но и доходивший до одержимости перфекционизм. «Я сказал себе, что должен выиграть, даже если мое сердце взорвется, – описал Обри чувства перед вторым триумфом на ЧМ. – Другой парень хотел победить, но мне это было необходимо. Я бы предпочел смерть поражению, и я на самом деле имею это в виду».
 
Наши дни: примирение с собой… и каминг-аут
 
Другие велосипедисты осознавали уникальность Обри, но не подозревали, что за эксцентричным образом скрывается человек, измученный чувством собственной ничтожности. В то же время он стал образцом для некоторых профессионалов. Звезды интересовались его изобретениями и учитывали наработки, даже несмотря на запреты консерваторов из UCI. «Грэм первым в 1990-х заговорил об аэродинамике, – отмечает его некогда заклятый соперник Бордман. – А мы повторяли за ним. Мне было стыдно за то, что над ним смеялись, но это именно у него хватило смелости дважды изменить гонки благодаря радикальному мышлению». Криса настолько впечатлил опыт Обри, что после завершения карьеры в 2007-м он открыл велосипедное производство и превратил изобретение новых байков в бизнес.
 
Велосипед из стиральной машины, два мировых рекорда и три попытки суицида: история Грэма Обри

 
и три попытки суицида: история Грэма Обри
ЛИЧНОСТИСПОРТ
Василий Легейдо | 22.06.2020
Поделиться: 4  
Cлово «велосипед» появилось в англоязычной прессе в 1868 году – тогда корреспондент The Daily News описал двухколесные и трехколесные велосипеды в Париже. К тому моменту англичане заметно отстали в принятии нового транспортного средства от своих вечных противников: французы писали о велосипедах еще в 1847-м. С тех пор за следующие 100 лет расклад сил мало изменился: местные доминировали на «Тур де Франс» и других престижных гонках, изредка подпуская на пьедестал бельгийцев, пока британцы больше увлекались футболом, крикетом и регби.
 
Все изменилось, когда на мировой спортивной сцене появился никому не известный шотландский чудак Грэм Обри. В 1993 году 28-летний Обри объявил, что хочет побить мировой рекорд великого итальянца Франческо Мозера в часовой гонке на велосипеде, который он усовершенствовал с помощью деталей от стиральной машины. Звучит безумно, но забегая вперед скажем, что этой деталью были подшипники. К такой идее Обри пришел, наблюдая за бешеным вращением барабана во время стирки. Это самая известная история про шотландца, и он сам не восторге, что все только ее и вспоминают. И он прав: его биография полна таких поворотов, что вам лучше держаться за руль покрепче.
 
Как спорт отвлек замкнутого тинейджера с биполярным расстройством от мыслей о суициде — а потом снова привел к ним.  
Сын полицейского из 46-тысячного городка Килмарнок в области Эйршир на юго-западе Шотландии, Обри рос замкнутым и необщительным. Одноклассники издевались над Грэмом и его братом Гордоном из-за работы отца, который еще и редко бывал дома и мало общался с детьми. «Благодаря велосипеду и победам в гонках я чувствовал себя лучше — вспоминал Грэм спустя много лет. – За исключением этого, у меня оставался только алкоголь. У меня была идея, что однажды я выйду прокатиться, докручу педали до горизонта и просто исчезну. Проблема в том, что горизонт так и не появился».
 

В детстве Грэм не знал, что страдал от биполярного расстройства – маниакально-депрессивного состояния, когда периоды бешеного энтузиазма по щелчку сменяются унынием и суицидальным настроением. Он понимал лишь, что чувствует себя очень плохо от одиночества и постоянной неудовлетворенности. Однажды парень специально чуть не задохнулся газом – самоубийству помешал отец, вернувшийся с работы раньше обычного. Уже во взрослом возрасте Обри попытался убить себя еще два раза: в 90-х он запил несколько десятков таблеток аспирина водой из лужи; в 2001-м его нашли после неудачной попытки повеситься — те откачали бедолагу. Поначалу спорт спасал Грэма от депрессии, во взрослом возрасте, наоборот, загонял в уныние – особенно после травм, когда он боялся, что больше не сможет соревноваться на треке.
 
В школе Обри провалил даже экзамен по физкультуре – его больше завораживали велосипедные экспедиции в одиночестве, чем упражнения с другими детьми. «Из 60 или 70 учеников, которые сдавали экзамен, его провалил только я, – вспомнил Обри. – Возможно, я единственный, кто не сдал физру в школе, а потом стал чемпионом мира. Я так уставал, занимаясь велосипедным спортом, что на школьные занятия не оставалось сил. По выходным я проезжал 250 миль в горах Хайлендс, а по понедельникам дрых за партой».
 
Ноунейм на самодельном велосипеде, Обри провалил первую попытку побить рекорд в часовой гонке — но не сдался.
Вопреки законам голливудских драм, после окончания школы в жизни Грэма не случилось никакого чудесного поворота, и его самодельные байки не подготовили шотландца к переходу в профессионалы. Вместо этого он вылетел из колледжа из-за долгов, совершил первую попытку суицида, надышавшись газом для сварки рам, и открыл в родном Эйршире велосипедный магазинчик. К тому времени единственным заметным достижением Обри стала его семья. Он сблизился с медсестрой Анной, пара поженилась и родила сына, но содержать трех человек продажей велосипедных запчастей в шотландской провинции оказалось невозможно. В начале 90-х магазин обанкротился, и стало совсем тяжко.
 
«Вскоре после рождения ребенка в 1992-м мы влезли в долги, рассказывает Обри. – Я держал рядом с дверью отвертку, чтобы в случае чего отбиваться от кредиторов. У меня осталось два варианта: бороться или бороться. И тогда я поставил перед собой цель – установить рекорд в часовой гонке. «Я не просто попытаюсь, – подумал я. – А сделаю это». Его главным оружием в невероятном приключении оказался самодельный велосипед, создание которого обошлось Грэму в 70 фунтов.
 
Никто не воспринимал доморощенного велосипедиста всерьез – особенно когда он занялся улучшениями байка с помощью металлолома, подручных деталей от бытовой техники и инструментов: «Когда я начал что-то переделывать, снимать петли с колес, сверлить дырки, приделывать что-то новое, мне говорили: «Так же нельзя!», а я отвечал, что можно. Иногда что-то ломалось, и я понимал, что зашел слишком далеко, но мне хотелось почувствовать предел». В отличие от большинства энтузиастов, которые регулировали скорость велосипеда за счет экспериментов с весом или заморачивался с высотой седла, Обри больше концентрировался на том, чтобы уменьшить площадь байка и ездока, которые встречались с воздушным потоком, и за счет этого улучшить аэродинамику. Благодаря преобразованиям Обри сломал все шаблоны и создал свой собственный велосипед. Он назвал его «Старый служака» (Old Faithful) и ворвался в нем ворвался в большой спорт и сотворил историю.
 

Chris Oliver

@CyclingSurgeon
Old Faithful @GraemeObree see the bike at @riversidemuseum Glasgow. Best museum on the planet!
 
Посмотреть изображение в Твиттере
1
20:07 - 29 мар. 2013 г.
Информация о рекламе в Твиттере и конфиденциальность
Смотреть другие твиты Chris Oliver
Помимо уже упомянутой истории с подшипниками от стиральной машины, для лучшей аэродинамики Обри использовал в раме более узкую каретку, чем в обычных байках, из-за чего ноги при езде почти соприкасались друг с другом – поэтому даже пришлось убрать верхнюю трубу. Звучит странно, но по мнению Обри, к этому предрасположено человеческое тело. В байопике про него есть момент, где его герой предлагает жене лечь на спину и начать «крутить педали» в воздухе — и ноги сами по себе выставляются близко друг к другу.
 
Классический трековый руль шотландец заменил на согнутый с рогами, больше привычный для горных велосипедов. Смысл дизайна состоял в том, что Грэм максимально сжимался на узком велосипеде, уменьшая таким образом сопротивление воздушного потока. Второй фишкой Обри стала его посадка: во время езды на «Старом служаке» он вплотную наклонялся прямо над рулем так, что руки оказывались прижаты параллельно телу, как у горнолыжника. Стандартная посадка велогонщиков в то время отличалась: они также наклоняли корпус, но держали согнутые руки на руле перед ним, что казалось более удобным и естественным, чем способ Грэма, который он назвал «ползучим».E
 

Рекорд победителя «Джиро д’Италия» Франческо Мозера составлял 51 километр 151 метр за 1 час и держался с 1984  года. В 1999-м итальянец признался, что при подготовке к заезду прибегал к переливанию крови, которое в то время не считалось допингом. «Рекорд завораживал меня с тех пор, как Мозер установил его, – рассказывал Обри. — Это было испытание на пределе: никакой толпы, один человек на треке против времени. Когда тебя припирает к стенке, ты можешь сказать, что это плохо, или сказать: «Я сделаю это». И я выбрал второй вариант». Любители не каждый день бросали вызов выдающимся профессионалам, и заявление ноунейма мгновенно привлекло внимание. Журналисты и фанаты съехались в норвежский городок Хамар, где Грэм с помощью Международного союза велосипедистов (UCI) арендовал велотрек.  
 
Помимо прочего Обри отказался от традиционных методов подготовки. Всю ночь до заезда 15 июля он пил воду и спал урывками, чтобы каждые пару часов ходить в туалет и разминать таким образом мышцы ног. На следующее утро гонщик собрался за несколько минут и приехал на пустой трек еще до 8 утра – промедление казалось невыносимым, потому что Грэм не допускал даже малейшей мысли о неудаче и не хотел погружаться в рефлексию. Идея побить рекорд превратилась для него в одержимость. Когда зрители и телевизионщики заполонили трибуны, напряжение достигло такого уровня, что шотландец не думал ни о разминке, ни о тактике – ему хотелось поскорее запрыгнуть на «Старого служаку» и сделать это. Но у него ничего не получилось: до рекорда Мозера он не дотянул чуть больше полукилометра.
 

Позже Обри объяснил неудачу тем, что использовал не оригинальный и более привычный велосипед, а копию «Служаки», на которой почти не ездил до этого. Однако в то время он не анализировал причины поражения, а сразу после финиша решил, что должен попробовать еще раз. «Я был уничтожен, но знал, что должен вернуться на следующее утро, — описал свои чувства Грэм. — чиновники согласились, что у меня есть на это право. Люди считали, что у меня не осталось ни шанса, потому что после такой попытки обычно нужно восстанавливаться. На следующий день я приехал на трек с женой за пять минут до старта, сделал три разминочных круга. «На этот раз я ехал на своем старом велосипеде и чувствовал себя другим человеком».
 
Обри превзошел результат Мозера на 445 метров.
 

Шотландский андердог за рулем самодельного байка установил историческое достижение на пределе возможностей в тот момент, когда про него уже все забыли. «Наверное, я единственный человек в мире, который побил велосипедный рекорд на Олимпийском стадионе на глазах у девяти человек, – смеется шотландец. – Все ушли, остались только семья, друзья и пара журналистов. Я вспоминаю выстрел стартового пистолета как момент, изменивший мою жизнь. Когда я вернулся домой, меня ждали сотни сообщений на автоответчике, а три бригады телевизионщиков хотели снимать про меня фильмы. Внезапно я ворвался в мир профессионального спорта. Велогонщики из других стран никогда обо мне не слышали. Нас приглашали на совместные мероприятия, и они спрашивали: «Что ты принимал?». Они имели в виду наркотики. Я отвечал: «Ничего такого».
 

После триумфа: разборка с UCI, поза Супермена, новый рекорд и война против допинга
Приключения Грэма и «Старого служаки» не закончились на мировом рекорде. Шесть дней спустя английский профессионал Крис Бордман установил новый рекорд в Бордо и мотивировал шотландца на продолжение борьбы. В том же году Обри выиграл индивидуальную гонку преследования на 4000 метров на чемпионате мира, используя свою с «ползучую» посадку. Но тут в дело вмешались чиновники.
 
«После этого началось настоящее безумие, – вспоминал Обри, которого прозвали «Летающим шотландцем». – Парень с байком из стиральной машины стал чемпионом мира. А потом оказалось, что я больше не могу ездить на велосипеде своим способом». Боссы велоспорта не были в восторге от того, что одиночка без команды и профессиональной подготовки ворвался в спорт и поставил на колени звезд с континента. Они не лишили Обри его достижений, но изменили правила, объявив, что нестандартная посадка давала Грэму преимущество.
 

В 1994-м изобретатель не отказался от своих принципов, даже когда понял, что его результат не засчитают. Тогда чемпионат мира выиграл другой британец – отобравший у него до этого рекорд Крис Бордман, но все первые полосы посвятили скандальной выходке Грэма. Конфликт с UCI вышел на новый уровень: когда босс организации Хейн Вербрюгген понял, что Обри не отказался от запрещенной позиции, он попытался повлиять на гонщика прямо во время заезда, выйдя на трек. «Была сорокаградусная жара, – говорит Грэм. – Я задыхался и не соображал – мне это и так плохо удается. Я завернул за угол, а там этот парень машет руками. Для меня было очевидно, что он сейчас получит. Я уделаю его, один на один. Закончилось тем, что он отпрыгнул с пути, я продолжил, а потом меня дисквалифицировали».
 
В том же году Обри должен был дебютировать в составе профессиональной французской команды Le Groupement, но контракт расторгли через сутки после заключения.
 
По версии менеджера команды Патрика Вальке, шотландец повел себя непрофессионально, пропустив общую встречу и фотосессию: «Мы оплатили ему билеты из Глазго в Женеву, а он не появился и даже не позвонил, чтобы объяснить отсутствие. Если гонщик так относится к делу, лучше как можно скорее прекратить сотрудничество». Обри видел ситуацию по-другому: он не хотел покидать семью через несколько недель после смерти брата Гордона – тот погиб в 30 лет в автомобильной катастрофе. Когда Грэм сообщил новому начальству, те отнеслись к трагедии без понимания.
 
Второй причиной расторжения контракта стало нежелание Обри использовать препараты для улучшения способностей – допинг, на котором из-за недостаточно строгих правил и отсутствия жестких проверок в то время плотно сидели многие топовые спортсмены. Грэм резко отказался от стимуляторов и оказался на обочине профессионального спорта:
 
«Все видели, что случилось с Лэнсом Армстронгом и велосипедным спортом вообще (например, по итогам испанской полицейской операции «Пуэрта» в середине 2000-х был арестован врач Эуфемиано Фуэнтес, в лаборатории которого обнаружили анаболики, 100 пакетов крови и аппаратуру для переливания. Оказалось, что с врачом сотрудничали десятки велогонщиков – шестерых из них впоследствии дисквалифицировали — прим. DM). Мне говорили, что все этим занимаются. Но я подумал: «Я буду тренироваться упорнее вас. Если вы думаете, что допинг сильнее меня, я вам покажу. Я думаю, они все еще сидят на амфетаминах, наркотиках, которые помогают глубже погрузиться в себя. Я выводил себя на этот уровень самостоятельно благодаря своей одержимости. Мне не хотелось верить в то, что они получают физическое преимущество. Я не хотел ни о чем жалеть в будущем и компрометировать свои достижения. Задача была в том, чтобы победить других, и я не хотел добиться этого за счет допинга».
 
Представители команды предлагали шотландцу закупиться гормонами роста, кокаином, контролирующим образование кровяных клеток эритропоэтином и другими стероидами на сумму 8 тысяч фунтов. Ему сделка обошлась бы по льготной цене: из контракта Грэма просто вычли бы пару тысяч на терапевтические расходы. «Я не играл по их правилам, так что со мной быстренько распрощались, – говорит гонщик. – Так я установил рекорд по самому краткосрочному профессиональному контракту – 11 часов с Le Groupement».
 
Пока Обри оставался изгоем из-за новаторских идей и своих жестких принципов, его главный соперник Бордман устанавливал одно достижение за другим, выиграв престижные «Дуо Норман» и «Тур де Франс». В отличие от вписавшегося в истэблишмент велоспорта англичанина, который еще в 1992-м он стал кавалером Ордена Британской империи, Грэм привлекал фанатов своей независимостью и оригинальным взглядом на мир: «Сегодня все гомогенизируют, обрабатывают, оцифровывают и измеряют. Человека самого по себе выдавливают ради корпоративного контроля. Когда кто-то выделяется, люди видят отдельную личность, проделавшую работу и проникшую в закрытую компанию крупных корпораций».
 
Два героя велоспорта своей эпохи — Обри и Бордман:
 

27 апреля 1994-го Грэм во второй раз удовлетворил ненасытную жажду побед и установил новый рекорд в часовой гонке на том же треке в Бордо, где его рекорд побил Бордман. На этот раз результат составил 52713 метров — и продержался до 2 сентября того же года, когда его побил испанский победитель «Тур де Франс» Мигель Индураина. Такие моменты ненадолго заглушали щемящее чувство неполноценности, которое всю жизнь преследовало ранимого шотландца: «Большая часть моего поведения была формой эскапизма. Боль от доведения себя до предела на байке уступала боли от плохих результатов. Я проникся идеей, что люди должны быть чем-то ценны, и не чувствовал себя достаточно ценным. Это угнетало меня на эмоциональном уровне. Велоспорт стал для меня способом обрести ценность, а предельной формой эскапизма было самоубийство».
 
На ЧМ-1995 Обри снова выступил главным ньюсмейкером: он выиграл гонку на 4000 метров с новой посадкой собственного изобретения.
 

На этот раз он обогнал звезд велоспорта в стиле Супермена, выпрямив руки перед собой и получил золотую медаль от раздраженного чиновника Вербрюггена. Вскоре тот нанес ответный удар: позицию Супермена запретили, как и предыдущую, с той же формулировкой – на основании якобы неспортивного преимущества, которое она обеспечивала британцу.
 

Но для Грэма важнее, что его не лишили победы, хоть он больше и не мог использовать прежние ноу-хау. На фоне других любителей его выделяло не только нестандартное мышление, но и доходивший до одержимости перфекционизм. «Я сказал себе, что должен выиграть, даже если мое сердце взорвется, – описал Обри чувства перед вторым триумфом на ЧМ. – Другой парень хотел победить, но мне это было необходимо. Я бы предпочел смерть поражению, и я на самом деле имею это в виду».
 
Наши дни: примирение с собой… и каминг-аут
Другие велосипедисты осознавали уникальность Обри, но не подозревали, что за эксцентричным образом скрывается человек, измученный чувством собственной ничтожности. В то же время он стал образцом для некоторых профессионалов. Звезды интересовались его изобретениями и учитывали наработки, даже несмотря на запреты консерваторов из UCI. «Грэм первым в 1990-х заговорил об аэродинамике, – отмечает его некогда заклятый соперник Бордман. – А мы повторяли за ним. Мне было стыдно за то, что над ним смеялись, но это именно у него хватило смелости дважды изменить гонки благодаря радикальному мышлению». Криса настолько впечатлил опыт Обри, что после завершения карьеры в 2007-м он открыл велосипедное производство и превратил изобретение новых байков в бизнес.
 

Грэм же вообще не объявлял официально о завершении карьеры. В 2009 году он даже собирался еще раз предпринять еще один рекордный заезд на новом самодельном байке — «Час атлета», но в последний момент свернул попытку. К тому времени Обри давно не участвовал в гонках, несколько раз уходил в запои и расстался с женой, хоть и сохранил хорошие отношения с родными. Он уже знал, что спорт не спасает его от биполярки, комплексов и мыслей о суициде, а лишь отвлекает от того, до чего он докопался только после длительной терапии с психиатром. В 2005-м выросший в семье копа чудаковатый изобретатель и рекордсмен выяснил, что он гей.
 
Гонщик рассказал о своей гомосексуальности только в 2011-м и сразу почувствовал себя лучше: «Меня воспитало военное поколение. Они росли, когда геев сажали в тюрьму. В Шотландии просто нельзя было допускать такой мысли о себе. Это касалось не только школы – общее настроение подразумевало, что лучше умереть, чем быть геем». Я не знал о своей ориентации и с 13 лет хранил эту догадку где-то глубоко внутри. Психиатр сказала, что на момент начала наших занятий в 1999-м в эмоциональном плане я остался 13-летним, хотя в тот момент мне было 33».
 
Каминг-аут помог Обри принять себя со всеми возможными недостатками. До этого шотландец почти не расслаблялся из-за страха поражения и жестко давил на себя, когда что-то не получалось: «Я никогда не мог просто сесть и посмотреть фильм, потому что у меня не получалось оправдать это для себя. Я не мог оправдать ничего, если это не приводило к личному прогрессу и не доказывало личную ценность. Я добивался этого с помощью велоспорта, но благодаря психотерапии научился расслабляться».
 
Велосипед из стиральной машины, два мировых рекорда и три попытки суицида: история Грэма Обри

 
С тех пор он выпустил две книги – автобиографию «Летающий шотландец» и пособие для велогонщиков «Путь Обри», где объяснил, что необязательно думать о спорте 24 часа в сутки, даже если ты его очень любишь. В 2006-м на Эдинбургском кинофестивале состоялась премьера байопика о Грэме «Летучий шотландец» по мотивам его первой книги, в котором главную роль исполнил эксперт по образам проблемных шотландцев и герой культовой экранизации Ирвина Уэлша Джонни Ли Миллер. Каст показал всю сложность образа гонщика: он гармонично смотрелся бы в жесткой вселенной «На игле», но сочетал поведение типичного шотландца с невероятной креативностью, самоиронией и менталитетом победителя.
 
Велосипед из стиральной машины, два мировых рекорда и три попытки суицида: история Грэма Обри

 
Обри по-прежнему живет в родном графстве – его скромная квартирка не сравнится с домами Мозера и Бордмана, но в последние годы Грэм больше ценит внутренний мир. После долгих лет борьбы он наконец примирился с мучавшим его на треке страхом провала: «Болезнь постоянно проявлялась в одержимом желании выигрывать гонки и устанавливать рекорды. Но я научился смотреть на ситуацию с другой стороны и жить проще – прими свои чувства, или они тебя уничтожат. Когда я задумался о том, чтобы установить новый рекорд, то понял, что мне это больше не нужно. Я больше не хотел пытаться и предпочел провести время с родными».
 
Великий спортсмен или гениальный ученый?
В то время как Обри разбирался в самом себе и получал ответы на давно мучавшие его вопросы, многие задавались другим вопросом — в чем была настоящая причина успехов Грэма в 1990-е. Некоторые объясняли рекорды и титулы исключительно талантом изобретателя – они утверждали, что шотландец был посредственным гонщиком, который действительно получил невероятный буст благодаря своим велосипедам, «ползучей» посадке и позе Супермена. Другие считали, что самоделки и неудобные позы на самом деле только мешали чудаку Обри, а невероятных результатов тот добился благодаря таланту и страху провала.
В 2018 году производитель спортивной экипировки Endura организовал эксперимент на базе «Мерседеса» в английском Брэкли, чтобы разрешить этот спор раз и навсегда. Инженеры прогнали Обри на велосипеде через аэротрубу и проанализировали коэффициент сопротивления формы, чтобы понять, действительно ли необычная посадка и уникальный байк улучшали аэродинамику и уменьшали сопротивление воздушных потоков.
 
https://youtu.be/oJ9H0INZ2_s
 
и три попытки суицида: история Грэма Обри
ЛИЧНОСТИСПОРТ
Василий Легейдо | 22.06.2020
Поделиться: 4  
Cлово «велосипед» появилось в англоязычной прессе в 1868 году – тогда корреспондент The Daily News описал двухколесные и трехколесные велосипеды в Париже. К тому моменту англичане заметно отстали в принятии нового транспортного средства от своих вечных противников: французы писали о велосипедах еще в 1847-м. С тех пор за следующие 100 лет расклад сил мало изменился: местные доминировали на «Тур де Франс» и других престижных гонках, изредка подпуская на пьедестал бельгийцев, пока британцы больше увлекались футболом, крикетом и регби.
 
Все изменилось, когда на мировой спортивной сцене появился никому не известный шотландский чудак Грэм Обри. В 1993 году 28-летний Обри объявил, что хочет побить мировой рекорд великого итальянца Франческо Мозера в часовой гонке на велосипеде, который он усовершенствовал с помощью деталей от стиральной машины. Звучит безумно, но забегая вперед скажем, что этой деталью были подшипники. К такой идее Обри пришел, наблюдая за бешеным вращением барабана во время стирки. Это самая известная история про шотландца, и он сам не восторге, что все только ее и вспоминают. И он прав: его биография полна таких поворотов, что вам лучше держаться за руль покрепче.
 
Как спорт отвлек замкнутого тинейджера с биполярным расстройством от мыслей о суициде — а потом снова привел к ним.  
Сын полицейского из 46-тысячного городка Килмарнок в области Эйршир на юго-западе Шотландии, Обри рос замкнутым и необщительным. Одноклассники издевались над Грэмом и его братом Гордоном из-за работы отца, который еще и редко бывал дома и мало общался с детьми. «Благодаря велосипеду и победам в гонках я чувствовал себя лучше — вспоминал Грэм спустя много лет. – За исключением этого, у меня оставался только алкоголь. У меня была идея, что однажды я выйду прокатиться, докручу педали до горизонта и просто исчезну. Проблема в том, что горизонт так и не появился».
 

В детстве Грэм не знал, что страдал от биполярного расстройства – маниакально-депрессивного состояния, когда периоды бешеного энтузиазма по щелчку сменяются унынием и суицидальным настроением. Он понимал лишь, что чувствует себя очень плохо от одиночества и постоянной неудовлетворенности. Однажды парень специально чуть не задохнулся газом – самоубийству помешал отец, вернувшийся с работы раньше обычного. Уже во взрослом возрасте Обри попытался убить себя еще два раза: в 90-х он запил несколько десятков таблеток аспирина водой из лужи; в 2001-м его нашли после неудачной попытки повеситься — те откачали бедолагу. Поначалу спорт спасал Грэма от депрессии, во взрослом возрасте, наоборот, загонял в уныние – особенно после травм, когда он боялся, что больше не сможет соревноваться на треке.
 
В школе Обри провалил даже экзамен по физкультуре – его больше завораживали велосипедные экспедиции в одиночестве, чем упражнения с другими детьми. «Из 60 или 70 учеников, которые сдавали экзамен, его провалил только я, – вспомнил Обри. – Возможно, я единственный, кто не сдал физру в школе, а потом стал чемпионом мира. Я так уставал, занимаясь велосипедным спортом, что на школьные занятия не оставалось сил. По выходным я проезжал 250 миль в горах Хайлендс, а по понедельникам дрых за партой».
 
Ноунейм на самодельном велосипеде, Обри провалил первую попытку побить рекорд в часовой гонке — но не сдался.
Вопреки законам голливудских драм, после окончания школы в жизни Грэма не случилось никакого чудесного поворота, и его самодельные байки не подготовили шотландца к переходу в профессионалы. Вместо этого он вылетел из колледжа из-за долгов, совершил первую попытку суицида, надышавшись газом для сварки рам, и открыл в родном Эйршире велосипедный магазинчик. К тому времени единственным заметным достижением Обри стала его семья. Он сблизился с медсестрой Анной, пара поженилась и родила сына, но содержать трех человек продажей велосипедных запчастей в шотландской провинции оказалось невозможно. В начале 90-х магазин обанкротился, и стало совсем тяжко.
 
«Вскоре после рождения ребенка в 1992-м мы влезли в долги, рассказывает Обри. – Я держал рядом с дверью отвертку, чтобы в случае чего отбиваться от кредиторов. У меня осталось два варианта: бороться или бороться. И тогда я поставил перед собой цель – установить рекорд в часовой гонке. «Я не просто попытаюсь, – подумал я. – А сделаю это». Его главным оружием в невероятном приключении оказался самодельный велосипед, создание которого обошлось Грэму в 70 фунтов.
 
Никто не воспринимал доморощенного велосипедиста всерьез – особенно когда он занялся улучшениями байка с помощью металлолома, подручных деталей от бытовой техники и инструментов: «Когда я начал что-то переделывать, снимать петли с колес, сверлить дырки, приделывать что-то новое, мне говорили: «Так же нельзя!», а я отвечал, что можно. Иногда что-то ломалось, и я понимал, что зашел слишком далеко, но мне хотелось почувствовать предел». В отличие от большинства энтузиастов, которые регулировали скорость велосипеда за счет экспериментов с весом или заморачивался с высотой седла, Обри больше концентрировался на том, чтобы уменьшить площадь байка и ездока, которые встречались с воздушным потоком, и за счет этого улучшить аэродинамику. Благодаря преобразованиям Обри сломал все шаблоны и создал свой собственный велосипед. Он назвал его «Старый служака» (Old Faithful) и ворвался в нем ворвался в большой спорт и сотворил историю.
 

Chris Oliver

@CyclingSurgeon
Old Faithful @GraemeObree see the bike at @riversidemuseum Glasgow. Best museum on the planet!
 
Посмотреть изображение в Твиттере
1
20:07 - 29 мар. 2013 г.
Информация о рекламе в Твиттере и конфиденциальность
Смотреть другие твиты Chris Oliver
Помимо уже упомянутой истории с подшипниками от стиральной машины, для лучшей аэродинамики Обри использовал в раме более узкую каретку, чем в обычных байках, из-за чего ноги при езде почти соприкасались друг с другом – поэтому даже пришлось убрать верхнюю трубу. Звучит странно, но по мнению Обри, к этому предрасположено человеческое тело. В байопике про него есть момент, где его герой предлагает жене лечь на спину и начать «крутить педали» в воздухе — и ноги сами по себе выставляются близко друг к другу.
 
Классический трековый руль шотландец заменил на согнутый с рогами, больше привычный для горных велосипедов. Смысл дизайна состоял в том, что Грэм максимально сжимался на узком велосипеде, уменьшая таким образом сопротивление воздушного потока. Второй фишкой Обри стала его посадка: во время езды на «Старом служаке» он вплотную наклонялся прямо над рулем так, что руки оказывались прижаты параллельно телу, как у горнолыжника. Стандартная посадка велогонщиков в то время отличалась: они также наклоняли корпус, но держали согнутые руки на руле перед ним, что казалось более удобным и естественным, чем способ Грэма, который он назвал «ползучим».E
 

Рекорд победителя «Джиро д’Италия» Франческо Мозера составлял 51 километр 151 метр за 1 час и держался с 1984  года. В 1999-м итальянец признался, что при подготовке к заезду прибегал к переливанию крови, которое в то время не считалось допингом. «Рекорд завораживал меня с тех пор, как Мозер установил его, – рассказывал Обри. — Это было испытание на пределе: никакой толпы, один человек на треке против времени. Когда тебя припирает к стенке, ты можешь сказать, что это плохо, или сказать: «Я сделаю это». И я выбрал второй вариант». Любители не каждый день бросали вызов выдающимся профессионалам, и заявление ноунейма мгновенно привлекло внимание. Журналисты и фанаты съехались в норвежский городок Хамар, где Грэм с помощью Международного союза велосипедистов (UCI) арендовал велотрек.  
 
Помимо прочего Обри отказался от традиционных методов подготовки. Всю ночь до заезда 15 июля он пил воду и спал урывками, чтобы каждые пару часов ходить в туалет и разминать таким образом мышцы ног. На следующее утро гонщик собрался за несколько минут и приехал на пустой трек еще до 8 утра – промедление казалось невыносимым, потому что Грэм не допускал даже малейшей мысли о неудаче и не хотел погружаться в рефлексию. Идея побить рекорд превратилась для него в одержимость. Когда зрители и телевизионщики заполонили трибуны, напряжение достигло такого уровня, что шотландец не думал ни о разминке, ни о тактике – ему хотелось поскорее запрыгнуть на «Старого служаку» и сделать это. Но у него ничего не получилось: до рекорда Мозера он не дотянул чуть больше полукилометра.
 

Позже Обри объяснил неудачу тем, что использовал не оригинальный и более привычный велосипед, а копию «Служаки», на которой почти не ездил до этого. Однако в то время он не анализировал причины поражения, а сразу после финиша решил, что должен попробовать еще раз. «Я был уничтожен, но знал, что должен вернуться на следующее утро, — описал свои чувства Грэм. — чиновники согласились, что у меня есть на это право. Люди считали, что у меня не осталось ни шанса, потому что после такой попытки обычно нужно восстанавливаться. На следующий день я приехал на трек с женой за пять минут до старта, сделал три разминочных круга. «На этот раз я ехал на своем старом велосипеде и чувствовал себя другим человеком».
 
Обри превзошел результат Мозера на 445 метров.
 

Шотландский андердог за рулем самодельного байка установил историческое достижение на пределе возможностей в тот момент, когда про него уже все забыли. «Наверное, я единственный человек в мире, который побил велосипедный рекорд на Олимпийском стадионе на глазах у девяти человек, – смеется шотландец. – Все ушли, остались только семья, друзья и пара журналистов. Я вспоминаю выстрел стартового пистолета как момент, изменивший мою жизнь. Когда я вернулся домой, меня ждали сотни сообщений на автоответчике, а три бригады телевизионщиков хотели снимать про меня фильмы. Внезапно я ворвался в мир профессионального спорта. Велогонщики из других стран никогда обо мне не слышали. Нас приглашали на совместные мероприятия, и они спрашивали: «Что ты принимал?». Они имели в виду наркотики. Я отвечал: «Ничего такого».
 

После триумфа: разборка с UCI, поза Супермена, новый рекорд и война против допинга
Приключения Грэма и «Старого служаки» не закончились на мировом рекорде. Шесть дней спустя английский профессионал Крис Бордман установил новый рекорд в Бордо и мотивировал шотландца на продолжение борьбы. В том же году Обри выиграл индивидуальную гонку преследования на 4000 метров на чемпионате мира, используя свою с «ползучую» посадку. Но тут в дело вмешались чиновники.
 
«После этого началось настоящее безумие, – вспоминал Обри, которого прозвали «Летающим шотландцем». – Парень с байком из стиральной машины стал чемпионом мира. А потом оказалось, что я больше не могу ездить на велосипеде своим способом». Боссы велоспорта не были в восторге от того, что одиночка без команды и профессиональной подготовки ворвался в спорт и поставил на колени звезд с континента. Они не лишили Обри его достижений, но изменили правила, объявив, что нестандартная посадка давала Грэму преимущество.
 

В 1994-м изобретатель не отказался от своих принципов, даже когда понял, что его результат не засчитают. Тогда чемпионат мира выиграл другой британец – отобравший у него до этого рекорд Крис Бордман, но все первые полосы посвятили скандальной выходке Грэма. Конфликт с UCI вышел на новый уровень: когда босс организации Хейн Вербрюгген понял, что Обри не отказался от запрещенной позиции, он попытался повлиять на гонщика прямо во время заезда, выйдя на трек. «Была сорокаградусная жара, – говорит Грэм. – Я задыхался и не соображал – мне это и так плохо удается. Я завернул за угол, а там этот парень машет руками. Для меня было очевидно, что он сейчас получит. Я уделаю его, один на один. Закончилось тем, что он отпрыгнул с пути, я продолжил, а потом меня дисквалифицировали».
 
В том же году Обри должен был дебютировать в составе профессиональной французской команды Le Groupement, но контракт расторгли через сутки после заключения.
 
По версии менеджера команды Патрика Вальке, шотландец повел себя непрофессионально, пропустив общую встречу и фотосессию: «Мы оплатили ему билеты из Глазго в Женеву, а он не появился и даже не позвонил, чтобы объяснить отсутствие. Если гонщик так относится к делу, лучше как можно скорее прекратить сотрудничество». Обри видел ситуацию по-другому: он не хотел покидать семью через несколько недель после смерти брата Гордона – тот погиб в 30 лет в автомобильной катастрофе. Когда Грэм сообщил новому начальству, те отнеслись к трагедии без понимания.
 
Второй причиной расторжения контракта стало нежелание Обри использовать препараты для улучшения способностей – допинг, на котором из-за недостаточно строгих правил и отсутствия жестких проверок в то время плотно сидели многие топовые спортсмены. Грэм резко отказался от стимуляторов и оказался на обочине профессионального спорта:
 
«Все видели, что случилось с Лэнсом Армстронгом и велосипедным спортом вообще (например, по итогам испанской полицейской операции «Пуэрта» в середине 2000-х был арестован врач Эуфемиано Фуэнтес, в лаборатории которого обнаружили анаболики, 100 пакетов крови и аппаратуру для переливания. Оказалось, что с врачом сотрудничали десятки велогонщиков – шестерых из них впоследствии дисквалифицировали — прим. DM). Мне говорили, что все этим занимаются. Но я подумал: «Я буду тренироваться упорнее вас. Если вы думаете, что допинг сильнее меня, я вам покажу. Я думаю, они все еще сидят на амфетаминах, наркотиках, которые помогают глубже погрузиться в себя. Я выводил себя на этот уровень самостоятельно благодаря своей одержимости. Мне не хотелось верить в то, что они получают физическое преимущество. Я не хотел ни о чем жалеть в будущем и компрометировать свои достижения. Задача была в том, чтобы победить других, и я не хотел добиться этого за счет допинга».
 
Представители команды предлагали шотландцу закупиться гормонами роста, кокаином, контролирующим образование кровяных клеток эритропоэтином и другими стероидами на сумму 8 тысяч фунтов. Ему сделка обошлась бы по льготной цене: из контракта Грэма просто вычли бы пару тысяч на терапевтические расходы. «Я не играл по их правилам, так что со мной быстренько распрощались, – говорит гонщик. – Так я установил рекорд по самому краткосрочному профессиональному контракту – 11 часов с Le Groupement».
 
Пока Обри оставался изгоем из-за новаторских идей и своих жестких принципов, его главный соперник Бордман устанавливал одно достижение за другим, выиграв престижные «Дуо Норман» и «Тур де Франс». В отличие от вписавшегося в истэблишмент велоспорта англичанина, который еще в 1992-м он стал кавалером Ордена Британской империи, Грэм привлекал фанатов своей независимостью и оригинальным взглядом на мир: «Сегодня все гомогенизируют, обрабатывают, оцифровывают и измеряют. Человека самого по себе выдавливают ради корпоративного контроля. Когда кто-то выделяется, люди видят отдельную личность, проделавшую работу и проникшую в закрытую компанию крупных корпораций».
 
Два героя велоспорта своей эпохи — Обри и Бордман:
 

27 апреля 1994-го Грэм во второй раз удовлетворил ненасытную жажду побед и установил новый рекорд в часовой гонке на том же треке в Бордо, где его рекорд побил Бордман. На этот раз результат составил 52713 метров — и продержался до 2 сентября того же года, когда его побил испанский победитель «Тур де Франс» Мигель Индураина. Такие моменты ненадолго заглушали щемящее чувство неполноценности, которое всю жизнь преследовало ранимого шотландца: «Большая часть моего поведения была формой эскапизма. Боль от доведения себя до предела на байке уступала боли от плохих результатов. Я проникся идеей, что люди должны быть чем-то ценны, и не чувствовал себя достаточно ценным. Это угнетало меня на эмоциональном уровне. Велоспорт стал для меня способом обрести ценность, а предельной формой эскапизма было самоубийство».
 
На ЧМ-1995 Обри снова выступил главным ньюсмейкером: он выиграл гонку на 4000 метров с новой посадкой собственного изобретения.
 

На этот раз он обогнал звезд велоспорта в стиле Супермена, выпрямив руки перед собой и получил золотую медаль от раздраженного чиновника Вербрюггена. Вскоре тот нанес ответный удар: позицию Супермена запретили, как и предыдущую, с той же формулировкой – на основании якобы неспортивного преимущества, которое она обеспечивала британцу.
 

Но для Грэма важнее, что его не лишили победы, хоть он больше и не мог использовать прежние ноу-хау. На фоне других любителей его выделяло не только нестандартное мышление, но и доходивший до одержимости перфекционизм. «Я сказал себе, что должен выиграть, даже если мое сердце взорвется, – описал Обри чувства перед вторым триумфом на ЧМ. – Другой парень хотел победить, но мне это было необходимо. Я бы предпочел смерть поражению, и я на самом деле имею это в виду».
 
Наши дни: примирение с собой… и каминг-аут
Другие велосипедисты осознавали уникальность Обри, но не подозревали, что за эксцентричным образом скрывается человек, измученный чувством собственной ничтожности. В то же время он стал образцом для некоторых профессионалов. Звезды интересовались его изобретениями и учитывали наработки, даже несмотря на запреты консерваторов из UCI. «Грэм первым в 1990-х заговорил об аэродинамике, – отмечает его некогда заклятый соперник Бордман. – А мы повторяли за ним. Мне было стыдно за то, что над ним смеялись, но это именно у него хватило смелости дважды изменить гонки благодаря радикальному мышлению». Криса настолько впечатлил опыт Обри, что после завершения карьеры в 2007-м он открыл велосипедное производство и превратил изобретение новых байков в бизнес.
 

Грэм же вообще не объявлял официально о завершении карьеры. В 2009 году он даже собирался еще раз предпринять еще один рекордный заезд на новом самодельном байке — «Час атлета», но в последний момент свернул попытку. К тому времени Обри давно не участвовал в гонках, несколько раз уходил в запои и расстался с женой, хоть и сохранил хорошие отношения с родными. Он уже знал, что спорт не спасает его от биполярки, комплексов и мыслей о суициде, а лишь отвлекает от того, до чего он докопался только после длительной терапии с психиатром. В 2005-м выросший в семье копа чудаковатый изобретатель и рекордсмен выяснил, что он гей.
 
Гонщик рассказал о своей гомосексуальности только в 2011-м и сразу почувствовал себя лучше: «Меня воспитало военное поколение. Они росли, когда геев сажали в тюрьму. В Шотландии просто нельзя было допускать такой мысли о себе. Это касалось не только школы – общее настроение подразумевало, что лучше умереть, чем быть геем». Я не знал о своей ориентации и с 13 лет хранил эту догадку где-то глубоко внутри. Психиатр сказала, что на момент начала наших занятий в 1999-м в эмоциональном плане я остался 13-летним, хотя в тот момент мне было 33».
 
Каминг-аут помог Обри принять себя со всеми возможными недостатками. До этого шотландец почти не расслаблялся из-за страха поражения и жестко давил на себя, когда что-то не получалось: «Я никогда не мог просто сесть и посмотреть фильм, потому что у меня не получалось оправдать это для себя. Я не мог оправдать ничего, если это не приводило к личному прогрессу и не доказывало личную ценность. Я добивался этого с помощью велоспорта, но благодаря психотерапии научился расслабляться».
 

С тех пор он выпустил две книги – автобиографию «Летающий шотландец» и пособие для велогонщиков «Путь Обри», где объяснил, что необязательно думать о спорте 24 часа в сутки, даже если ты его очень любишь. В 2006-м на Эдинбургском кинофестивале состоялась премьера байопика о Грэме «Летучий шотландец» по мотивам его первой книги, в котором главную роль исполнил эксперт по образам проблемных шотландцев и герой культовой экранизации Ирвина Уэлша Джонни Ли Миллер. Каст показал всю сложность образа гонщика: он гармонично смотрелся бы в жесткой вселенной «На игле», но сочетал поведение типичного шотландца с невероятной креативностью, самоиронией и менталитетом победителя.
 
The Flying Scotsman - Is The Flying Scotsman on Netflix - FlixList
Джонни Ли Миллер в роли Грэма Обри
Обри по-прежнему живет в родном графстве – его скромная квартирка не сравнится с домами Мозера и Бордмана, но в последние годы Грэм больше ценит внутренний мир. После долгих лет борьбы он наконец примирился с мучавшим его на треке страхом провала: «Болезнь постоянно проявлялась в одержимом желании выигрывать гонки и устанавливать рекорды. Но я научился смотреть на ситуацию с другой стороны и жить проще – прими свои чувства, или они тебя уничтожат. Когда я задумался о том, чтобы установить новый рекорд, то понял, что мне это больше не нужно. Я больше не хотел пытаться и предпочел провести время с родными».
 
Великий спортсмен или гениальный ученый?
В то время как Обри разбирался в самом себе и получал ответы на давно мучавшие его вопросы, многие задавались другим вопросом — в чем была настоящая причина успехов Грэма в 1990-е. Некоторые объясняли рекорды и титулы исключительно талантом изобретателя – они утверждали, что шотландец был посредственным гонщиком, который действительно получил невероятный буст благодаря своим велосипедам, «ползучей» посадке и позе Супермена. Другие считали, что самоделки и неудобные позы на самом деле только мешали чудаку Обри, а невероятных результатов тот добился благодаря таланту и страху провала.
 

В 2018 году производитель спортивной экипировки Endura организовал эксперимент на базе «Мерседеса» в английском Брэкли, чтобы разрешить этот спор раз и навсегда. Инженеры прогнали Обри на велосипеде через аэротрубу и проанализировали коэффициент сопротивления формы, чтобы понять, действительно ли необычная посадка и уникальный байк улучшали аэродинамику и уменьшали сопротивление воздушных потоков.
 

Оказалось, что аэродинамика «Старого служаки» при «ползучей» посадке превосходила показатели и стандартных велосипедов 1993 года, и даже современных велосипедов. При этом аэродинамика байка Обри в позиции Супермена уступала современной модели и почти не превосходила стандартную модель 27-летней давности. Это значит, что Грэм имел преимущество, когда побил рекорд в первый раз и победил на ЧМ в 1993-м, но второй рекорд и вторая победа на чемпионате мира стали возможны исключительно благодаря его мастерству.
 
Узнавший об этом Обри казался удивленным и довольным, но в то же время несколько отстраненным. Его завораживала научная составляющая эксперимента, однако собственное наследие и статус великого спортсмена больше не беспокоили его, как в молодости. После нескольких травм, мучительных объяснений с родителями, провала в профессиональном спорте и споров с чиновниками, он наконец превратился в обычного человека, которым всегда мечтал стать: из смысла жизни велосипедные прогулки и эксперименты с подручными деталями превратились в хобби, а «Старый служака» обрел покой в Национальном музее Шотландии в Эдинбурге.
 
«Главный урок допингового скандала Лэнса Армстронга? – переспросил Обри одного из многочисленных журналистов, которые до сих пор время от времени вытаскивают завторника из уютной квартирки. – Он не смог вовремя остановиться. Если бы он ушел после шести побед в «Тур де Франс», его бы наверняка никогда не поймали, но ему было нужно вернуться». В отличие от Лэнса в худшие моменты Грэм боролся не за профессиональный статус, а за свою жизнь, и, к счастью для себя, он вовремя вынес урок. Депрессивный парнишка, который все детство мечтал уехать в закат и никогда не останавливаться, наконец перестал убегать, потому что понял: иногда жизнь приносит не только боль и разочарование.
 
Понравилась новость - смело поделись ею в любимой соц. сети
Новости по тегам
Тяжела и неказиста жизнь велосипедного вора
Нарушил все что можно
Сын сантехника и его велик⁠⁠
Популярные новости
Было бы смешно, если не было бы так грустно...
Что делать в детском саду в таком случае?⁠⁠
Перестал общаться с отцом⁠⁠
Комментарии


1
Аватар
Dormidont1441 23 июня в 09:39
 | Рейтинг :
1K+
1
 
0
Копировать ссылку в буфер: Copy
блять, надо отгул на работе брать, чтобы все это прочесть!
2
Аватар
ХумХам 23 июня в 13:03
 | Рейтинг :
1K+
1
 
0
Копировать ссылку в буфер: Copy
Масун савсем нас за дэбилов щщитает, которым нада три раза павтарять...
Аватар
фывап 23 июня в 14:15
 | Рейтинг :
1K+
3
 
0
Копировать ссылку в буфер: Copy
а прекинь,как он эта 2 раза на клавеатуре наберал


Добавить комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут добавлять комментарии. Вам следует Зарегистрироваться или Войти.
Электрическая почта — masun@unews.pro
Сообщить об ошибке — support@unews.pro
rss - Читать новости в RSS
Disclaimer: Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам
Мы используем файлы cookie для вашего удобства пользования сайтом. Для авторизации на сайте ОБЯЗАТЕЛЬНО нужна поддержка cookie вашим браузером. Продолжая, Вы автоматически соглашаетесь с их использованием.