Индивидуальный предприниматель по закону не обязан заключать договор на РКО (расчётно-кассовое обслуживание) в банке. Он имеет право выполнять все необходимые для работы операции с использованием наличных. Однако на практике лишь немногие пользуются этим правом, так как использование банковских инструментов делает работу более удобной.
Открыть расчётный счёт для ИП можно онлайн: встреча с представителями кредитной организации потребуется лишь для подписания документов.
Для чего индивидуальному предпринимателю нужен банковский счёт
- Расчёты с контрагентами. Индивидуальный предприниматель может расплачиваться наличными. Но сумма расчётов в рамках одного договора не может превышать 100 000 рублей. Например, если вы ежемесячно платите за аренду офиса 50 000 рублей, то уже на третий месяц не сможете рассчитаться с арендодателем наличными, не нарушив закона.
- Выплата зарплат. Выплата заработной платы сотрудникам наличными не запрещена законом, но увеличивает нагрузку на бухгалтерию. Обслуживание в кредитной организации даёт возможность подключить зарплатный проект, отдав работу по перечислению зарплат, авансов, больничных, пособий и компенсаций на аутсорсинг.
- Уплата налогов. Индивидуальный предприниматель может уплачивать налоги наличными. Но в случае ошибки в расчётах и уплаты большей суммы налоговая делает возврат только на счёт.
- Участие в тендерах. Если планируете работать по госконтрактам, РКО необходимо, так как финансирование бюджетных проектов всегда происходит по безналичному расчёту.
- Подключение эквайринга. Многие клиенты предпочитают рассчитываться банковскими картами, поэтому рано или поздно предпринимателю, работающему с физическими лицами, потребуется подключение терминала для безналичной оплаты. А приём платежей с карт возможен только в случае использования РКО.
- Оформление кредита или лизинга. Кредит на развитие бизнеса или приобретение техники в лизинг невозможно получить наличными или на карту физического лица.
Как выбрать банк для обслуживания
При выборе кредитной организации, в которой вы будете обслуживаться, обратите внимание на несколько ключевых моментов:
- Тарифы. Чтобы выбрать выгодный тариф, проанализируйте ваши текущие операции. Обращайте внимание и на стоимость ежемесячного обслуживания, комиссию за переводы и возможность снимать наличные. При развитии бизнеса со временем вы сможете сменить тариф.
- График работы. Если вы работаете не по стандартному графику 5/2, выбирайте кредитную организацию, доступную по субботам и воскресеньям.
- Дополнительные услуги. При наличии круглосуточной поддержки и удобного мобильного приложения многие вопросы можно решить онлайн и тем самым сэкономить время.
- Наличие бонусов и спецпредложений от партнёров. У многих кредитных организаций есть партнёрские программы, по которым можно получить скидки на нужные предпринимателю сервисы — например, площадки для поиска сотрудников, платформы для создания сайтов или бухгалтерское обслуживание.
Какие документы нужны для начала работы
В разных кредитных организациях требования к пакету документов могут незначительно различаться, но, как правило, для начала работы вам потребуется подготовить:
- паспорт;
- лицензию или патент на осуществление деятельности — нужны только в том случае, если деятельность индивидуального предпринимателя подлежит лицензированию;
- данные о регистрации в ЕГРИП или выписку из реестра;
- сведения о деловой репутации. Это могут быть отзывы партнёров или кредитных организаций, в которых индивидуальный предприниматель обслуживался раньше;
- данные о бенефициарных владельцах и выгодоприобретателях.
Последние два пункта не всегда актуальны: менеджер кредитной организации сообщит, если они потребуются.